Опыт Самарской области при переходе на государственное управление образовательными учреждениями будет реализован в 15 субъектах РФ
print_r()
06 Июля 2017 | новости

5 июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой. В мероприятии приняли участие руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, депутаты и сенаторы – представители комитетов по образованию Государственной Думы и Совета Федерации, а также вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников, выступивший с докладом по теме: «Государственный механизм управления региональной системой образования: опыт формирования, эффекты реализации и перспективы развития»,  и министр образования и науки Самарской области Владимир Александрович Пылёв, ставший модератором одной из трёх основных секций «Схема финансирования образовательных организаций».

Темой основного совещания стала эффективность управления региональными системами образования. Предпосылкой к обсуждению стало высказывание министра О.Ю.Васильевой, прозвучавшее в ходе дискуссии в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, за перенос учредительства общеобразовательных организаций с муниципального на региональный уровень. То есть школы, согласно этому предложению, должны стать государственными. Самарской области было поручено доложить о своём опыте в этом вопросе.

Как отметил в своём докладе Д.Е.Овчинников, в Самарской области система образования работает в режиме государственного управления образовательными учреждениями региона с 2001 года. Необходимость такого шага была обусловлена наличием проблем в рамках традиционной (муниципальной) модели управления, затрудняющих достижение конечной цели: повышение доступности качественного образования. В первую очередь, это высокие издержки ввиду рассредоточения ресурсов, что приводило к высокой доле неэффективных расходов, в том числе на содержание органов управления образованием. Вице-губернатор привел в пример муниципалитеты нашей губернии, где количество детей дошкольного и школьного возраста иногда насчитывает менее 2 тыс. человек, но доля расходов на содержание органов управления образованием ранее составляла около 10% от бюджета отрасли. Кроме того, среди недостатков муниципальной модели управления Д.Е.Овчинников озвучил неравные условия оплаты труда и тот факт, что согласно законодательству, органы местного самоуправления не имеют реальных рычагов управления системой образования, а только организационные полномочия. Важной задачей является необходимость создания единых, унифицированных подходов к реализации государственной политики в образовании, в том числе в части исполнения указов Президента России.

Способ решения этих проблем – переход к государственной модели управления региональной системой образования, основанный на создании государственных образовательных учреждений взамен муниципальных.

В своём докладе Д.Е.Овчинников предложил варианты управления образовательными учреждениями:

«Их два. Первый – регионально-муниципальный, сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса (содержанию зданий). Второй – региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Важно понимать, что реализация любого из предложенных вариантов предполагает отказ от управления образованием со стороны муниципалитетов с передачей данной функции на региональный уровень».

Д.Е.Овчинников рассказал об опыте Самарской области в переходе к новому порядку управления. Так, в регионе вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб обеспечения (например, методических служб) были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области. Также в каждом округе были сформированы Ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального образования – структуры, обеспечивающие методическую и ресурсную поддержку образовательных организаций, входящих в округ. Муниципальные образовательные учреждения сохранены только в крупных мегаполисах – Самаре и Тольятти. Но и в этих муниципалитетах были созданы территориальные управления областного министерства образования, которые имеют чёткое разделение полномочий с муниципальными органами управления образованием, а также обеспечивают доведение финансовых средств до муниципальных образовательных организаций.

Следующим этапом стал перевод всех муниципальных общеобразовательных организаций в 35-ти из 37-ми муниципалитетов губернии в разряд государственных. Это произошло в 2011 году.

«В результате изменения модели управления образованием в Самарской области была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием от бюджета отрасли, на протяжении более чем 10 лет соотношение «учащийся/педагог» (число учащихся, приходящихся на одного педагога) в губернии превышает среднероссийские значения. Например, в 2016 году данный показатель составлял: в дошкольном образовании – 12,3 (в РФ – 12,2); в общем образовании – 15,0 (в РФ – 11,6); в системе СПО – 17,2 (в РФ – 9,6), кроме того, аналогичная ситуация увеличилась и наполняемость классов сельских школ. Так, в 2016-2017 учебном году в Самарской области данный показатель был равен – 13,9 (в РФ – 13,3). И самое главное, отмечено улучшение качества образования. Например, снижен разрыв между «лучшими» и «худшими» образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов. Это стало возможным, в том числе, в результате перенаправления средств, высвободившихся в результате снижения численности специалистов органов управления образованием, на финансовую поддержку профильных школ, сохраняющуюся до настоящего времени», - отметил вице-губернатор Самарской области.

Кроме того, как подчеркнул Д.Е.Овчинников, реализация перехода имела и несколько других положительных социальных эффектов. Среди них, к примеру, изменение идеологии дорожного строительства – в первую очередь стали ремонтировать и содержать дороги, по которым передвигаются автобусы со школьниками. Речь идёт, в том числе, и о межмуниципальных дорогах, которыми пользуются все жители.  Усилило это и конкуренцию среди преподавателей, у которых появилась возможность обмена опытом, что, в конечном счете, позволило Самарской области добиться качественной динамики в профессиональном развитии педагогов. Об этом говорят и достижения губернии в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России», в котором за последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями, а один – абсолютным победителем.

«Кроме того, расширились границы реализации проектной деятельности педагогов, теперь большинство из них носят статус межмуниципальных. Более того, многие из них выходят на региональный и даже межрегиональный и международный уровень. В их числе, Ярмарка социальных и педагогических инноваций, организуемая Отрадненским управлением министерства образования и науки Самарской области, Форум методических идей молодых педагогов, проводящийся Юго-Восточным управлением регионального министерства и многие другие», - отметил вице-губернатор.

В завершении своего выступления вице-губернатор отметил, что наш регион при переходе на новую модель управления 15 лет назад столкнулся с рядом правовых пробелов в российском законодательстве. В настоящее время они уже устранены, а с учётом опыта Самарской области переход других субъектов РФ на государственное управление образовательными учреждениями должен быть максимально эффективным.

По итогам обсуждения опыт управления сферой образования в Самарской области признан успешным и рекомендован для его внедрения в масштабах страны.

«Были определены 15 регионов, которым, опираясь на самарский опыт, предстоит стать пилотными площадками для реализации эффективной модели управления образованием. Разработана дорожная карта этой работы, которой предусмотрено проведение в Самаре федерального совещания по данной теме в конце августа – начале сентября. В ходе него коллеги из пилотных регионов смогут на месте познакомиться с опытом развития самарской системы образования», - рассказал Д.Е.Овчинников после завершения мероприятия.



Вам будет интересно

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ  2019-2020 учебный год
04.12.2019 10:02:00 | новости

Сегодня, 4 декабря 2019 года, основной день проведения итогового сочинения (изложения). 

На территории Самарской области 4 декабря примут участие в написании итогового сочинения 14100 участников и 278 человек – в написании итогового изложения. 

Для 101 участника с ограниченными возможностями здоровья созданы необходимые условия, в том числе продлено время написания на 1,5 часа.

Для проведения итогового сочинения (изложения) подготовлено 587 пунктов. За ходом проведения итогового сочинения (изложения) будут наблюдать 489 общественных наблюдателей.

На официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до начала итогового сочинения размещены комплекты тем итогового сочинения:

112.Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?

203.Верно ли, что надеяться можно только на себя?

312.Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?

406.К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?

510.На какие жертвы способны он и она ради любви?

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Успешное написание сочинения (изложения) является условием допуска к государственной итоговой аттестации в 2020 году.

Результаты сочинения также могут быть учтены в качестве индивидуальных достижений абитуриента в отдельных российских вузах.

Проверка итогового сочинения (изложения) завершится до 11.12.2019 г.,  обработка бланков в РЦОИ – до 16.12.2019 года.

Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) участники смогут в месте подачи заявления 18 декабря 2019 года.  


В Самарской области завершился региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills)
03.12.2019 21:29:00 | новости

На протяжении недели более шестисот участников, в их числе студенты колледжей и техникумов Самарской области, школьники и профессионалы старшего поколения, боролись за победу в региональном чемпионате WorldSkills, и, как следствие, за выход на всероссийские соревнования. Качество выполненных конкурсантами заданий оценивали свыше пятисот экспертов.

Возврат к списку