Опыт Самарской области при переходе на государственное управление образовательными учреждениями будет реализован в 15 субъектах РФ
print_r()
06 Июля 2017 | новости

5 июля в Сочи состоялось всероссийское совещание руководителей органов государственной власти субъектов РФ под председательством главы Министерства образования и науки Ольги Юрьевны Васильевой. В мероприятии приняли участие руководитель Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, депутаты и сенаторы – представители комитетов по образованию Государственной Думы и Совета Федерации, а также вице-губернатор – руководитель Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Евгеньевич Овчинников, выступивший с докладом по теме: «Государственный механизм управления региональной системой образования: опыт формирования, эффекты реализации и перспективы развития»,  и министр образования и науки Самарской области Владимир Александрович Пылёв, ставший модератором одной из трёх основных секций «Схема финансирования образовательных организаций».

Темой основного совещания стала эффективность управления региональными системами образования. Предпосылкой к обсуждению стало высказывание министра О.Ю.Васильевой, прозвучавшее в ходе дискуссии в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума, за перенос учредительства общеобразовательных организаций с муниципального на региональный уровень. То есть школы, согласно этому предложению, должны стать государственными. Самарской области было поручено доложить о своём опыте в этом вопросе.

Как отметил в своём докладе Д.Е.Овчинников, в Самарской области система образования работает в режиме государственного управления образовательными учреждениями региона с 2001 года. Необходимость такого шага была обусловлена наличием проблем в рамках традиционной (муниципальной) модели управления, затрудняющих достижение конечной цели: повышение доступности качественного образования. В первую очередь, это высокие издержки ввиду рассредоточения ресурсов, что приводило к высокой доле неэффективных расходов, в том числе на содержание органов управления образованием. Вице-губернатор привел в пример муниципалитеты нашей губернии, где количество детей дошкольного и школьного возраста иногда насчитывает менее 2 тыс. человек, но доля расходов на содержание органов управления образованием ранее составляла около 10% от бюджета отрасли. Кроме того, среди недостатков муниципальной модели управления Д.Е.Овчинников озвучил неравные условия оплаты труда и тот факт, что согласно законодательству, органы местного самоуправления не имеют реальных рычагов управления системой образования, а только организационные полномочия. Важной задачей является необходимость создания единых, унифицированных подходов к реализации государственной политики в образовании, в том числе в части исполнения указов Президента России.

Способ решения этих проблем – переход к государственной модели управления региональной системой образования, основанный на создании государственных образовательных учреждений взамен муниципальных.

В своём докладе Д.Е.Овчинников предложил варианты управления образовательными учреждениями:

«Их два. Первый – регионально-муниципальный, сохраняющий у муниципалитетов полномочия по материально-техническому обеспечению образовательного процесса (содержанию зданий). Второй – региональный, исключающий данное полномочие у муниципалитетов. Важно понимать, что реализация любого из предложенных вариантов предполагает отказ от управления образованием со стороны муниципалитетов с передачей данной функции на региональный уровень».

Д.Е.Овчинников рассказал об опыте Самарской области в переходе к новому порядку управления. Так, в регионе вместо 35 муниципальных органов управления образованием и служб обеспечения (например, методических служб) были созданы 11 межмуниципальных образовательных округов под руководством территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области. Также в каждом округе были сформированы Ресурсные центры в статусе учреждений дополнительного профессионального образования – структуры, обеспечивающие методическую и ресурсную поддержку образовательных организаций, входящих в округ. Муниципальные образовательные учреждения сохранены только в крупных мегаполисах – Самаре и Тольятти. Но и в этих муниципалитетах были созданы территориальные управления областного министерства образования, которые имеют чёткое разделение полномочий с муниципальными органами управления образованием, а также обеспечивают доведение финансовых средств до муниципальных образовательных организаций.

Следующим этапом стал перевод всех муниципальных общеобразовательных организаций в 35-ти из 37-ми муниципалитетов губернии в разряд государственных. Это произошло в 2011 году.

«В результате изменения модели управления образованием в Самарской области была снижена доля расходов на содержание органов управления образованием от бюджета отрасли, на протяжении более чем 10 лет соотношение «учащийся/педагог» (число учащихся, приходящихся на одного педагога) в губернии превышает среднероссийские значения. Например, в 2016 году данный показатель составлял: в дошкольном образовании – 12,3 (в РФ – 12,2); в общем образовании – 15,0 (в РФ – 11,6); в системе СПО – 17,2 (в РФ – 9,6), кроме того, аналогичная ситуация увеличилась и наполняемость классов сельских школ. Так, в 2016-2017 учебном году в Самарской области данный показатель был равен – 13,9 (в РФ – 13,3). И самое главное, отмечено улучшение качества образования. Например, снижен разрыв между «лучшими» и «худшими» образовательными учреждениями в условиях общей позитивной динамики образовательных результатов. Это стало возможным, в том числе, в результате перенаправления средств, высвободившихся в результате снижения численности специалистов органов управления образованием, на финансовую поддержку профильных школ, сохраняющуюся до настоящего времени», - отметил вице-губернатор Самарской области.

Кроме того, как подчеркнул Д.Е.Овчинников, реализация перехода имела и несколько других положительных социальных эффектов. Среди них, к примеру, изменение идеологии дорожного строительства – в первую очередь стали ремонтировать и содержать дороги, по которым передвигаются автобусы со школьниками. Речь идёт, в том числе, и о межмуниципальных дорогах, которыми пользуются все жители.  Усилило это и конкуренцию среди преподавателей, у которых появилась возможность обмена опытом, что, в конечном счете, позволило Самарской области добиться качественной динамики в профессиональном развитии педагогов. Об этом говорят и достижения губернии в конкурсе профессионального мастерства «Учитель года России», в котором за последние шесть лет три представителя Самарской области стали победителями, а один – абсолютным победителем.

«Кроме того, расширились границы реализации проектной деятельности педагогов, теперь большинство из них носят статус межмуниципальных. Более того, многие из них выходят на региональный и даже межрегиональный и международный уровень. В их числе, Ярмарка социальных и педагогических инноваций, организуемая Отрадненским управлением министерства образования и науки Самарской области, Форум методических идей молодых педагогов, проводящийся Юго-Восточным управлением регионального министерства и многие другие», - отметил вице-губернатор.

В завершении своего выступления вице-губернатор отметил, что наш регион при переходе на новую модель управления 15 лет назад столкнулся с рядом правовых пробелов в российском законодательстве. В настоящее время они уже устранены, а с учётом опыта Самарской области переход других субъектов РФ на государственное управление образовательными учреждениями должен быть максимально эффективным.

По итогам обсуждения опыт управления сферой образования в Самарской области признан успешным и рекомендован для его внедрения в масштабах страны.

«Были определены 15 регионов, которым, опираясь на самарский опыт, предстоит стать пилотными площадками для реализации эффективной модели управления образованием. Разработана дорожная карта этой работы, которой предусмотрено проведение в Самаре федерального совещания по данной теме в конце августа – начале сентября. В ходе него коллеги из пилотных регионов смогут на месте познакомиться с опытом развития самарской системы образования», - рассказал Д.Е.Овчинников после завершения мероприятия.



Вам будет интересно

IV КОНФЕРЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
13.11.2019 17:07:00 | новости

С 16 по 17 марта 2020 года в г. Нижний Новгород, пройдет Конференция руководителей дошкольных организаций «Дошкольное образование-2020. Важные изменения в отрасли».
Основная цель - становление и поддержка системы эффективного менеджмента в образовательных организациях Субъектов Российской Федерации как инструмента повышения качества образования.
Участников ждет насыщенная образовательная программа с ведущими экспертами отрасли.
В мероприятии примут участие представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители и ведущие специалисты дошкольных образовательных организаций из многих регионов России и стран ближнего зарубежья.
Программой мероприятия предусмотрено обсуждение следующих вопросов:
• Регуляторная гильотина в сфере образования;
• Риск-ориентированный подход при проведение проверок в сфере дошкольного образования;
• Как правильно организовать инклюзивное образование в дошкольной организации;
• Какой должна быть образовательная программа для ребенка с ОВЗ.
В рамках конференции предусмотрено посещение дошкольной организации. По ее окончанию руководителям будет выдано Удостоверение установленного образца, подтверждающее повышение квалификации с указанием академических часов, утвержденное Министерством образования Российской Федерации.
Более подробная информация размещена на сайте https://www.prof5plus.ru/obrazovaniedoo-nizhnynovgorod

Педагоги Поволжского образовательного округа обменялись опытом работы в Центрах цифрового гуманитарного профилей «Точка роста»
13.11.2019 16:16:00 | новости

В школе поселка Чёрновский состоялся территориальный семинар «Организация образовательной деятельности с использованием оборудования по проекту «Точка роста». Более 70 педагогов обменялись опытом реализации модели учебной деятельности Центров цифрового и гуманитарного профилей. В 2019 году в рамках национального проекта «Образования», который реализуется по инициативе Президента России Владимира Путина, «Точки роста» открылись в четырёх школах Поволжского образовательного округа (в поселке Чёрновский, селах .Лопатино и Курумоч, в Южном городе). В ближайшие два года они заработают в шести школах Новокуйбышевска, а также в Смышляевке, Стройкерамике, Петра-Дубраве, Рощинском, Дубовом Умете, Черноречье и Рождествено.

«Поволжский округ оказался готов к реализации задач, которые нам ставит национальный проект «Образование», поскольку темы, затронутые в нем, прорабатывались нами не один год. В центрах «Точка роста» мы работаем над самым главным – обновлением содержания, - отмечает руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области Светлана Сазонова. - Этот семинар организован не только для тех, кто уже стал участником проекта «Точка роста», но и для директоров округа и педагогических команд, которым в ближайшие годы только предстоит реализовывать новые учебные программы. На семинаре мы подвели итоги экспертизы рабочих программ, программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ по предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ». К экспертным группам были привлечены ведущие педагоги округа. Мы внесли серьёзные коррективы, дополнения, предложения».

По мнению участников, информация, полученная на семинаре, поможет избежать ошибок при подготовке к созданию и функционированию будущих центров. На пленарной части профессиональной встречи подробно разбиралась вопросы формирования нормативно-правовой базы Центров «Точка роста», подготовки, реализации рабочих программ, содержания работы, организации сетевого взаимодействия.

«Сейчас появляется множество новых направлений, которые требуют от педагога пересмотра привычных методов и технологий обучения. Опыт коллег, несомненно, поможет максимально качественно организовать работу по открытию и функционированию «Точки роста» в нашей школе», - подчеркнула Эвелина Гиндина, учитель физики и информатики школы №1 п.г.т.Стройкерамика.

Продолжился семинар серией мастер-классов. Используя специальное оборудование, учитель информатики и технологии школы поселка Черновский Антон Пюро рассказал об основах программирования беспилотного летательного аппарата с элементами VR (виртуальной реальности).

Нужно не только обновлять оборудование в сельских школах, но и менять учебные программы, грамотно подходя к созданию центров допобразования - такой акцент сделал Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров в ежегодном послании. Эффективно решать поставленные главой региона задачи позволяет национальный проект «Образование».

До 2022 года в Самарской области будут созданы 115 центров цифрового и гуманитарного профилей «Точек роста» в дополнение к тем, которые открылись 24 сентября.

Возврат к списку