Декабрь 2019 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Представители сферы образования из восьми регионов России изучили опыт Самарской области по формированию единого образовательного пространства. Стажировка в регионе проходила четыре дня.
Всего существует три модели управления образовательными организациями и все они, в той или иной степени, применяются в 63-регионе. Первая предполагает передачу школ с муниципального на региональный уровень со всем имуществом, вторая – передача образовательных организаций без имущества, а по третьей заключается соглашение с муниципалитетом, в котором детально прописываются условия взаимодействия по организации образовательного процесса.
Самарская область в числе пилотных регионов 20 лет назад начала работу по формированию единого образовательного пространства. Уже в 2011 году были созданы 435 государственных школ. Они перешли в ведение регионального министерства по второй модели управления. Это значит, что за ремонт и содержание зданий отвечают местные власти. Общеобразовательные учреждения Самары и Тольятти в большинстве своем сохранили муниципальный статус. Кроме того, 37 муниципалитетов губернии в настоящий момент разделены на 13 территориальных округов, что позволяет создать межмуниципальное взаимодействие в организации образовательного процесса школьников.
«Создать единое образовательное пространство – такую задачу перед нами поставил Президент России Владимир Владимирович Путин, - подчеркнул министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян. – И это невозможно сделать без формирования такого пространства внутри каждого региона. У нас выстроено эффективное взаимодействие по организации образовательного процесса и с муниципальными районами и городскими округами, где школы государственные, и с муниципалитетами Самары и Тольятти, где образовательные учреждения муниципальные. Это особенно важно в ходе реализации национального проекта «Образование». Как пример, при создании центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» были привлечены средства из федеральной и региональной казны, а вот ремонт в них делали за счет муниципальных бюджетов».
За годы участия в проекте Самарская область вошла в список регионов- лидеров по результатам единого государственного экзамена. В губернии появились межмуниципальные ресурсные центры. Для тиражирования успешного опыта Министерство просвещения РФ выбрало 63-регион в качестве стажировочной площадки.
«Когда в России заговорили о регионализации образовательной системы, в Самарской области этот процесс уже был запущен, и одна из предложенных моделей плавно легла на практику, которая складывалась в этом пилотном регионе, - отмечает федеральный преподаватель – куратор стажировочной площадки от Министерства Просвещения РФ Ирина Сахнова. – Опыт вашего региона имеет очень большое значение. Мы видим финансово-экономическую выгоду при применении такой модели, видим, как повышается качество образования, формируется единое образовательное пространство».
Изучить накопленный опыт приехали делегации из 8 регионов страны - Новосибирской, Томской, Оренбургской. Волгоградской областей, республик Мордовии, Башкортостан и Татарстан, а также Ханты-Мансийского автономного округа.
В первый же день гостей принимал образовательный центр «Южный город». После подробной экскурсии по учебным классам директор школы Владимир Кильдюшкин на примере своей образовательной организации поделился с коллегами опытом применения финансово-экономических механизмов реализации выбранной в регионе модели управления.
На следующий день делегация посетила Поволжский Дом учителя в Новокуйбышевске. На встрече речь шла и об опыте взаимодействия Поволжского территориального управления образования с муниципалитетами.
«Я считаю, что этот опыт Самарской области нужно внедрять в других регионах, потому что такая модель управления образованием значительно экономит денежные средства, делает образование более доступным. Дети из отдалённых сельских школ могут пользоваться теми же ресурсами, что и их сверстники из крупных общеобразовательных учреждений», - уточняет Татьяна Зуева, директор Кривошеинской школы Томской области.
Участники стажировки планируют перенимать и опыт Самарской области в сфере государственно-частного партнерства. Как он работает в системе образования - начиная от детского сада и заканчивая вузом - показали на примере Тольятти. Гостям также рассказали о механизмах выделения средств, которые получают муниципальные детсады, школы и коллежи Автограда в рамках третьей модели управления образовательными организациями.
«Это не просто прямое субсидирование, а субсидирование с условием, когда мы в этом соглашении прописываем, какие показатели должны достигнуть организации негосударственные, чтобы получить эту субсидию. Понятно, что в эти показатели мы включаем задачи, которые перед нами ставят Федерация и регион», - уточняет Ирина Кочукина, руководитель Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области.
Региональную поддержку получает некоммерческая организация - Поволжский Православный Институт. Он основан 6 лет назад при поддержке Правительства Самарской области и является первым в Приволжском федеральном округе и третьим в России. Студенты имеют редкую возможность получить светское образование, в котором сочетаются социальное, гуманитарное и теологическое направления обучения.
«Это неоценимый опыт на самом деле для нашего региона, где не происходит в данный момент апробации каких-то моделей. Мы приехали сюда действительно за опытом, и тот опыт, с которым мы тут познакомились, дает нам возможность понять, над чем предстоит нам работать», - подчеркивает специалист управления образованием Убинского района Новосибирской области Татьяна Харитонова.
На сегодняшний день Министерство просвещения РФ определило 20 регионов, которым предстоит задуматься о переходе школ в статус государственных учреждений. Представители восьми из них после стажировки в Самарской области подготовили отчет, в котором отразили итоги обучения.
«Космоквантум» детского технопарка «Кванториум – 63 регион» стал площадкой для проведения практических мероприятий для ребят, планирующих связать своё будущее с освоением космоса.
Практические мероприятия по направлению «Инженерия космических систем» решили пройти 54 участника проекта «Билет в будущее», который реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Инженерия космических систем - важная часть любой успешной космической миссии, включая разработку, запуск и пилотирование космического аппарата. Специалисты этой отрасли должны обладать знаниями и навыками в сфере баллистики и навигации, 3D-моделирования, электроники, радиотехники, программирования, материаловедения, в области устройства и испытаний космической техники.
В ходе проведения профессиональных практикумов ребятам предложили создать искусственный мини-спутник Земли (Cubesat) и запрограммировать его на трансляцию простейших радиосигналов.
Руководила работой будущих инженеров наставник «Космоквантума» Анна Асадова. Анна - сертифицированный эксперт-компатриот (junior) Международного союза WorldSkills по компетенции «Инженерия космических систем».
«Ребята приходят с хорошим настроем. Видно, что им это интересно. Надеюсь, что наши практические мероприятия помогут дать молодым людям представление об основах работы инженеров космических систем», - отмечает Анна Асадова.
Проект по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» разработан для школьников 6 – 11-х классов. В этом году онлайн-тестирование на платформе проекта прошли порядка 23 тыс. учащихся из 292 школ Самарской области.
«Национальный проект «Образование», который реализуется в нашей стране по инициативе Президента Владимира Владимировича Путина, дает нам возможность реализовать комплексный подход к модернизации существующей системы обучения детей, - подчеркивает министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян. – С этого учебного года старшеклассники в Самарской области перешли на новый федеральный стандарт среднего общего образования. Переходя в 10 класс, они выбирали один из пяти профилей обучения. Такой подход позволяет уделять больше времени предметам, необходимым для поступления в вуз, техникум или колледж. Для нас крайне важно чтобы ребята как можно раньше определились с будущей профессией и к ее выбору подходили, взвешивая все «за» и «против». Сделать это им позволит проект «Билет в Будущее». В этом году школьники могли познакомиться с 45 компетенциями, пообщаться со студентами техникумов и колледжей, а также получить рекомендации по построению индивидуального учебного плана».
В этом году на электронной платформе проекта «Билет в Будущее» зарегистрировались 212 детей с ограниченными возможностями здоровья. Больше половины из них прошли очный этап и не в теории, а на практике познакомились с образовательными программами техникумов и колледжей Самарской области.