29-31 ОКТЯБРЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОХОДИТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТАЖИРОВКА НА БАЗЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ


31 Октября 2018 11:11

В Самарской области проходит образовательная стажировка на базе лучших практик эффективного управления образованием.

В понедельник, 29 октября, Самарская область открыла свои двери для представителей региональных и муниципальных органов управления образованием Ставропольского края, Республики Коми, Вологодской, Брянской, Тверской и Московской областей.

В рамках круглого стола была представлена региональная модель государственно-муниципального управления образовательными организациями Самарской области, обсуждены правовые, финансово-экономические, организационные условия перевода учредительства образовательных организаций на региональный уровень с сохранением полномочий по управлению имуществом образовательных организаций на муниципальном уровне.

По словам заместителя министра образования Самарской области, Светланы Бакулиной, совершенствование системы управления образованием также заключалось в создании 13 образовательных округов и ресурсных центров в каждом округе. Это позволило повысить управляемость системы путём консолидации ресурсов, а также оптимизации каналов коммуникации (с 13 образовательными округами проще взаимодействовать, чем с 37 муниципальными образованиями).

Процесс перевода происходил в «ручном» режиме в рамках постоянной личной коммуникации с местными управленческими командами, поскольку необходимо было выработать взаимовыгодную модель и предусмотреть и устранить все сопутствующие риски. Помимо повышения управляемости, удалось снизить расходы на содержание административного кадрового состава в 2,5 раза.

Примечательно, что эта модель реализуется в Самарской области, за исключением самой Самары и Тольятти. В этих городах была выбрана модель усиления государственного участия в управлении образованием посредством заключения регионально-муниципальных соглашений. Однако не исключается в дальнейшем использование в городах модели регионального учредительства.

В круглом столе приняли участие представители пилотных регионов, выбравших, в частности, модель регионально-муниципальных соглашений в качестве основной, и в своих моделях они также могут опираться на опыт Самарской области.

На второй день стажировки участники встретились с министром образования Самарской области Виктором Акопьяном на базе школы «ОЦ «Южный город» в посёлке Придорожный. Министр поделился видением реализации проекта, рассказал об истории и специфике реализованной модели. Отдельное внимание он уделил сетевой форме реализации образовательных программ. Так, была отмечена необходимость реализации сетевых форм при очевидной недостаточности правового регулирования, необходимость нормативно-модульного принципа финансирования реализации образовательных программ в сетевой форме. Виктор Акопьян отметил, что внедрение таких форм возможно только при формировании единого образовательного пространства, которое может обеспечить только субъект Российской Федерации.

Участники стажировки смогли наглядно познакомиться с моделью Самарской области в рамках экскурсии по школе «ОЦ «Южный город». Школа рассчитана на 1500 детей, но уже сейчас в ней учится около 2500 детей. Все дети в основном из нового микрорайона «Южный город», который был построен 5 лет назад. «Все - от дизайнерских решений до архитектуры школы - разрабатывалось вместе с директором, застройщиком, территориальным управлением образования в режиме постоянного диалога», - отмечает директор школы Владимир Кильдюшкин. В итоге школа была включена в перечень типовых проектов, который уже используется в других регионах. Школа также участвует в сетевом взаимодействии с другими учреждениями культуры и спорта.

«Основное преимущество нашей модели - точное распределение приоритетов между разными уровнями управления», - считает Светлана Сазонова, руководитель Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области. Так, при реализации модели региональные власти и директор школы отвечают за содержание и качество образования, а муниципалитет - за хозяйственное обеспечения процесса. При этом директор школы никогда не отдаляется полностью от административно-хозяйственного обеспечения образовательного процесса. Например, при необходимости быстрого реагирования (поменять лампочку, произвести быстрый ремонт), это реализуется силами образовательной организации.

В ходе экскурсии и обсуждения участники активно интересовались различными аспектами реализации модели. Живо обсуждались такие детали, как, например, распределение ответственности за организацию медицинского обслуживания детей. Так, в школе «Южный город» медицинский блок полностью передан в пользование центральной районной больнице, с которой школа заключает договор. Больница уже, в свою очередь, оказывает услуги и осуществляет лицензирование.

Заключительная часть стажировки прошла на базе «Дома учителя» - ресурсного центра городского округа Новокуйбышевск. «Дом учителя» в Новокуйбышевске был задуман как центр, в котором педагоги округа могли пройти повышение квалификации, получить полную методическую и психологическую поддержку, взаимодействовать друг с другом и перенимать опыт. Строительство центра стало возможным благодаря привлечению средств благотворительного фонда «Виктория». Участники познакомились со структурными подразделениями, а также с опытом реализации модели, представленным муниципальными властями, руководителями Поволжского и Юго-Западного образовательных округов, руководителями организаций-балансодержателей муниципального имущества образовательных организаций. Так участникам была предоставлена возможность познакомиться с региональной моделью на всех уровнях - региональном, муниципальном и уровне образовательной организации.

В рамках последнего дня стажировки участники представят свое видение моделей, разрабатываемых в регионах, на основе опыта, представленного в Самарской области.

Анатолий Рамонов

Постоянный адрес статьи

К списку статей