А что человек без ремесла?

Авторы: Ирина ПОДЛЕСОВА
Фоторепортер: Юлия РУБЦОВА

Больше половины девятиклассников региона выбрали рабочие профессии
46 компетенций будут представлены на региональном чемпионате WorldSkills в 2018 году
46 компетенций будут представлены на региональном чемпионате WorldSkills в 2018 году


В последние годы произошел очень серьезный и своевременный переворот в сознании общества: рабочие профессии стали престижными. Пришло понимание, что ремесло в руках - сама по себе большая ценность. Это объясняется и востребованностью на рынке труда, и появлением новых специальностей, название которых словно взято из фантастических романов о будущем, и гарантированными достойными заработками. О перспективах развития регионального рынка труда, подготовке рабочих специалистов в условиях цифровой экономики шла речь на круглом столе, организованном редакцией газеты «Волжская коммуна» и Самарской организацией Союза журналистов России.

Я б в рабочие пошел...

Цифровые технологии при­шли на производство. Соответственно, они пришли и в профессиональное образование. Без их знания сегодня работать невозможно, убежден руководитель управления профессионального образования, науки и кадрового обеспечения отрасли Минобрнауки Самарской области Александр Мочалов. Поэтому учебные заведения системы среднего профобразования (СПО) почти вдвое увеличили подготовку IT-специалистов. Если раньше спрос был на профессии, связанные с юриспруденцией, экономикой, общепитом, то сейчас наблюдается конкурс на специальности для машиностроения, нефтехимии, то есть для основных отраслей региональной экономики.
Есть конкурс и на новые профессии, которые в соответствии с приказом министерства труда и социальной защиты РФ входят в топ-50 в России. Среди таких топовых квалификаций - оператор по управлению беспилотными летательными аппаратами, мобильный робототехник, разработчик Web- и мультимедийных приложений, специалист по аддитивным технологиям (использование 3D-печати на производстве). В Самарской области уже 67 учреждений системы СПО готовят по таким специальностям.
В общем перечне предлагаемых колледжами специальностей 53% связаны с реальным сектором экономики. Несколько лет назад эта цифра еле дотягивала до 30%. «Сейчас абитуриенты идут целенаправленно на определенную профессию, - говорит директор Самарского металлургического колледжа Эдуард Потапов. - И предприятия начинают выходить на нас, когда им требуются какие-либо специалисты. Например, в прошлом году для «Самарского Стройфарфора» мы открыли новую специальность - «производство фаянсовых изделий».
По его словам, сейчас областная система СПО ориентирована именно на нужды реальной экономики, поэтому в колледж приезжают учиться на фрезеровщика и из других регионов страны. В Оренбургской области, например, получить эту специальность негде - там система «заточена» под поваров и парикмахеров.
Правильной профессиональной ориентации во многом способствовало вхождение в движение WorldSkills. На первом региональном чемпионате 2015 года были представлены 15 компетенций, 70 участников, а посетили соревнования 850 школьников. В 2018 году (чемпионат пройдет в ноябре) будет уже 46 компетенций, более 320 участников, посмотреть на их работу придут свыше семи тысяч старшеклассников. Следствием такой популярности WorldSkills Александр Мочалов считает рост приема на рабочие профессии и сокращение отчислений - в четыре раза меньше по сравнению с 2014 годом. Ошибок в выборе профессии стало меньше.
Производственники считают, что профориентацию надо проводить как можно раньше, со школьной скамьи. РКЦ «Прогресс» сохранил учебно-производственный комбинат - тот самый, в котором занимались старшеклассники 1970-80-х годов. И сейчас в слесарной, токарной и фрезерной мастерских начальное трудовое обучение проходят ученики четырех школ, с которыми «Прогресс» заключил договор.

Адаптации не требуется

«Совместно с Агентством стратегических инициатив мы реализуем проект «Разработка и апробация регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста», - сообщил Александр Мочалов. - Одно из основных его направлений - развитие дуальных технологий обучения. Там, где предприятия участвуют в этом проекте, уже есть определенные сдвиги».
Дуальное обучение - совмещение занятий в аудитории с работой на предприятии. Студент учится уже на рабочем месте с наставником, затем сдает квалификационный экзамен на предприятии. Это позволяет сократить период адаптации молодого специалиста, а значит - повысить производительность труда. Работа по внедрению этой системы началась в 2015 году. Были разработаны образовательные программы с участием заказчика-предприятия, потом новую технологию внедрили с участием производственников. В других же регионах - это просто устройство студентов на практику.
Директор Самарского техникума авиационного и промышленного машиностроения Валерий Климов уточнил, что учебное заведение должно понимать, чего именно от него ждет производство, и выпускник должен работать не по общему стандарту, а на конкретном предприятии. По этому принципу техникум строит отношения с РКЦ «Прогресс».
«Эта форма интересна и для предприятия, - отметил замначальника отдела подготовки кадров РКЦ «Прогресс» Евгений Ширкунов. - Весь 2015 год мы согласовывали учебные программы с главными специалистами - очень долгая и кропотливая работа. До сих пор приходится вносить какие-то изменения в учебные планы, чтобы состыковать с нашими потребностями».
Сейчас работа начинается еще с абитуриентами. Заключается трехсторонний договор между учебным заведением, студентом и предприятием. И молодой человек уже точно знает, где будет работать. Около двухсот учащихся заключили такие договоры, и за свое будущее трудоустройство они уже не волнуются. Конкурс в техникуме есть по двум направлениям - технология машиностроения и станочник широкого профиля - два-три человека на место.
Замдиректора по производственному обучению и внешним связям Поволжского государственного колледжа Владимир Зацепин рассказал, что у них был полностью изменен учебный план под группу, которая занимается по дуальному обучению. В его разработке участвовало ПАО «Салют». Понятие учебной и производственной практики отпало вообще: каждый день третьи и четвертые курсы находятся по четыре часа на предприятии и в учебной аудитории. Студенты получают пусть небольшую, но реальную зарплату. 90% выпускников колледжа остаются работать на «Салюте».
«Мы уже года три принимаем на работу выпускников Поволжского государственного колледжа, - сообщила представитель ПАО «Салют» Наталья Канавина. - Они сразу встают к станку. Их не надо адаптировать, пере­учивать, ведь с третьего курса они работают как штатные рабочие».
Кстати, сейчас многие предприятия предлагают, чтобы колледжи стали их учебными центрами. Такие примеры уже есть: Нефтегорский техникум стал таким центром для РОССКАТа. Жигулевский государственный колледж и Тольяттинский химико-технологический техникум готовят кадры для компании «АКОМ». И при этом обучение идет по квалификациям, которых даже нет в справочнике СПО.

Система среднего профобразования должна готовить те кадры, в которых нуждается региональная экономика

Александр Мочалов,

Александр Мочалов,

руководитель управления профобразования министерства образования и науки Самарской области:

- У нас есть прогноз кадровых потребностей в реальной экономике на среднесрочный период. Сейчас на рынке труда региона требуются профессии, связанные с машиностроением. Также нужны специалисты в нефтегазоперерабатывающую отрасль. Востребованы именно рабочие: токари, фрезеровщики-универсалы, операторы станков с ЧПУ, операторы нефтегазопереработки и нефтедобычи. Мы уже второй год увеличиваем прием девятиклассников по рабочим профессиям - на 10% в год. В 2010 году в СПО шли 40% девятиклассников, в этом году - более 50%. На многие специальности есть конкурс,
и достаточно большой.



Михаил Воронцов,

Михаил Воронцов,

студент ПГК, победитель чемпионата Европы EuroSkills-2018:

- Я выбрал рабочую специальность, потому что люблю точные науки. Еще в школе мне нравились математика, физика, химия. Хотел работать не только руками, но и головой. Поэтому и поступил в Поволжский государственный колледж на специальность «Технология машиностроения». Поступил после девятого класса, потому что хотел сам что-то создавать, решил, что лучше осваивать школьные предметы сразу на практике.


Постоянный адрес статьи

К списку статей