К международному Дню учителя

Автор  Socgaz окт 06, 2018 - 70 Просмотров

С 1994 года День учителя перестал быть «плавающим» праздником и с тех пор отмечается 5 октября. «Социальная газета» поздравляет всех педагогов, бывших и нынешних, с профессиональным праздником. Мы желаем, чтобы у вас, многоуважаемые учителя, было как можно больше поводов для гордости за ваших учеников. А вчерашним школьникам, по примеру коллектива «Социалки», предлагаем вспомнить свои детство, юность и замечательных учителей, которые помогли лично вам сделать правильный жизненный выбор и навсегда остались в вашей памяти. 

* * *

Елена Дмитричкова (Платонова), выпускница школы №13 города Куйбышева: 
– Оглядываясь назад, на школьные годы, я в первую очередь вспоминаю мою классную руководительницу – учительницу биологии Лилию Михайловну Ошкордину. Про рибосомы и онтогенез спустя столько лет я, пожалуй, мало что скажу, а вот про эту удивительную женщину написала бы роман. В следующем году Лилия Михайловна отметит свое восьмидесятилетие, но она по-прежнему в педагогическом строю. Преподает. Вот уже почти шестьдесят лет. Мы до сих пор общаемся – иногда созваниваемся. Лично ей спасибо за закалку. Благодаря своим качествам – строгая, но справедливая – она давно снискала авторитет среди учеников и коллег. 
Со времен моей школьной скамьи и директор в школе всё тот же – Ирина Федоровна Токмань. Вот он – островок стабильности в нашем неспокойном мире. Да и сама школа одна из старейших в Самаре – весной отметила свой 130-летний юбилей. 
А вот за мое «наполнение» и хроническую склонность к гуманитарным наукам спасибо учительнице русского языка и литературы Марине Викторовне Ларешиной. То был конец 1980-х – начало 1990-х годов. Непростое время, сгубившее целое поколение. А мы на уроках сами «творили историю» – делали из класса студию: по одну сторону двое ведущих с выпуском новостей, по другую – одноклассники в роли зрителей. А также сочиняли стихи, читали всё, даже детективы. Причем Марина Викторовна, согласно правилам жанра, останавливалась на самом интересном месте. 
А учитель истории Максим Олегович Чеков (сам выпускник 13-й школы) вместе с супругой создал школьный театр, сыгравший чуть ли не ключевую роль в становлении нас как личностей. Это было ново, интересно и крайне важно. В начале 1990-х мы искали свое место среди категорий добра и зла на сцене и в жизни.

* * *

Юлия Кочетова (Сумкина), выпускница школы-лицея № 135 (теперь – лицей авиационного профиля), город Самара: 
– Моё первое знакомство с классической литературой состоялось во втором классе. Наша первая учительница Елена Анатольевна Кашина читала вслух «Муму» Тургенева. Плакали все. Мальчишки просились вый­ти из класса – хлюпать носом при всех было стыдно. Такого выразительного чтения я с тех пор не слышала. У учительницы был настоящий талант. Ну и, конечно, любовь к книгам. Она смогла передать её нам, своим ученикам. 
После окончания школы я поступила в университет, на факультет русской филологии. Считаю, что в этом большая заслуга моей первой учительницы. 
Вообще мне повезло с педагогами. Историк Ефим Борисович Натапов, «англичанка» Нелли Сергеевна Кандалова, географ Игорь Николаевич Запяткин, самый лучший на свете физик Иван Дмитриевич, у которого даже такой гуманитарий, как я, начал понимать точную науку, а не тупо зубрить учебник. 
К сожалению, я забыла его фамилию. Обратилась к интернет-сайту лицея. И была не просто разочарована, а обижена, потому что там я не нашла ни слова о ветеранах, проработавших в этой школе десятки лет. Разве это правильно? Я думаю, что у школы есть возможность добавить такой раздел на сайт.

* * *

Марина Гончаренко, выпускница школы №96, город Самара:
– Это была строгая немолодая женщина, к своим почти шестидесяти годам сумевшая сохранить женскую красоту и привлекательность. И имя у нее было нешаб­лонное, исконно русское – Варвара Игнатьевна. Учительница начальных классов со стажем чуть ли не в полвека. 
Она никогда не сюсюкала с детьми, разговаривала строго и в то же время доверительно – как со взрослыми и умными людьми. Но слушались мы беспрекословно, никто не шумел и не вертелся. На уроках внимали каждому слову, в классе всегда царил порядок. Такую, как Варвара Игнатьевна, ухитрявшуюся без крика, раздражения и нудных нотаций добиться внимания детей, я больше не встречала. 
А еще я до сих пор с улыбкой вспоминаю наши театральные постановки. Варвара Игнатьевна увлекалась школьным театром и ставила с нами сказки. Я участвовала в двух – «Морозко» и «Двенадцать месяцев». На школьных показах наши представления проходили «на ура». 
У нас был дружный класс. И только с годами я поняла, что связующим звеном была именно Варвара Игнатьевна. Ведь когда мы перешли в среднюю школу, не стало школьного театра и походов, да и одноклассники разбились на враждующие между собой группки. Наступил новый этап – этап взросления. И мы, почувствовав, что из нашей жизни уходит светлый образ школы, тосковали по незабвенной Варваре Игнатьевне.

* * *

Надежда Локтева, выпускница школы №88 города Куйбышева (ныне – гимназия №2):
– Так получилось, что у меня две малые родины: на одной я родилась и живу сейчас, на другой – в городе Уральске, откуда пошли отцовские казачьи корни, – я провела большую часть своего детства. Там же, в Уральске, окончила девять классов в школе №7. 
К сожалению, уже нет в живых моей первой учительницы Зинаиды Дмитриевны Приходченко и классной руководительницы в старших классах Марии Николаевны Годыны. А вот Валентина Гурьяновна Ковалева (тогда – Донскова) живет сейчас со своей семьей в Тольятти. 
Валентина Гурьяновна преподавала русский язык и литературу. У многих школьные уроки навсегда отбивают интерес к классике, но молодая учительница научила нас не только читать книги, но и мыслить, выражать свое мнение. Я благодарна ей за подаренную любовь к слову, за чувство языка, за вкус к русской речи, что оказало влияние и на мой выбор профессии. И круг наших литературных обсуждений не ограничивался школьной программой. Например, помню классный час, посвященный творчеству Владимира Высоцкого. 
Помнятся и другие ее житейские уроки. Валентина Гурьяновна ненавязчиво заводила разговоры и на темы нравственности, этики, дружбы, отношений с окружающими, обращала внимание на внешний вид, давала девочкам советы, касающиеся одежды, прически, манер. 
Ну а сдавала выпускные экзамены и получила аттестат я уже в знаменитой «музыкально-математической» 88-й в городе Куйбышеве. Хорошо запомнились ее свободная, демократическая атмосфера, музыкальные вечера, концерты бардов, которых приглашал в школу Исай Львович Фишгойт, работавший тогда завучем. А с учительницей литературы Ириной Владимировной Кармалинцевой мы дружим до сих пор.

* * *

Роман Грамотенко, выпускник школы №144, город Самара:
– В восьмом классе родители перевели меня в школу №144. К учебе у меня интерес отсутствовал, и учить меня чему-либо было крайне трудно – характер я имел не из простых.
Тогда же я познакомился с Александром. Даже один такой ученик в классе, как я или Саша, для учителя – испытание. А нас было двое. 
Учительница, грозная женщина с взрывным характером, сажала обоих за первую парту, чтобы мы всегда были на виду. 
Как-то раз под конец урока она вызвала Сашу к доске. И пока тот красочно рассказывал ей про «впуклый график», я открыл его тетрадь и на чистом листе нарисовал там... «крылатое непотребство». А над этим непотребством одиноко нависли дата и надпись «Классная работа». За весь урок мы так больше ничего и не записали. 
Закончив «произведение искусства», я закрыл его тетрадь и положил на место как ни в чем не бывало. Учительница, которую к тому времени Саня уже порядком вывел из себя, грозно подошла к парте и, едва сдерживая гнев, сквозь зубы процедила: «Ты вообще хоть что-нибудь за урок сделал?» Затем взяла тетрадь и начала листать страницы… Узрев под надписью «Классная работа» то крылатое непотребство, руки у неё затряслись. Смяв в руках тетрадь, она превратила ее в пушечное ядро, которое полетело Сане прямо в лоб. Было очень смешно, но я отчаянно сдерживал смех. А в это время, открыв собою дверь, под крики «Ты урод нечеловеческий» Саня вылетел из класса. В этот момент мышцы моего живота предательски свело. От пронзительной нестерпимой боли я вытянулся во весь рост и захохотал. 
– А ты что смеешься? Ты тоже кретин! 
Так закончился один из самых ярких и запоминающихся уроков в моей жизни. С Александром мы дружим до сих пор и часто вспоминаем тот случай. 
Да, работать с детьми трудно. А учить, особенно тех, кто этому противится, еще сложнее. К счастью, есть много преподавателей, для которых эта профессия – призвание. И я рад, что мне посчастливилось таких встретить. Среди них Раиса Святославовна Сапегина, благодаря которой русский язык и литература мне всегда нравились больше, чем другие предметы.

* * *

Сергей Захаров, выпускник школы №133 (сегодня – гимназия), город Самара:
– Моя родная школа находится на Металлурге. В детстве, в девяностые годы, эта часть Кировского района казалась мне обособленным городком. А поездка на трамвае к бабушке в 15-й микрорайон – путешествием в другой мир. 
Границы моего «городка» расширились, когда мне было десять лет. Классный руководитель – учитель биологии Татьяна Александровна, молодая улыбчивая женщина с огненно-рыжими волосами, – предложила нам съездить на экскурсию в исторический центр Самары. 
«Ого! Джунгли прямо посреди города!» – воскликнул я, когда вдоль шоссе вдруг появились высоченные деревья. Это была первая остановка – «Ботанический сад». Мы провели там минут сорок. Татьяна Александровна показывала и рассказывала нам о растениях, которые мы прежде видели только на картинках в учебниках.
Но самым сильным впечатлением того дня для меня стала встреча с Чингисханом – точнее, с его восковым «памятником» в краеведческом музее имени Алабина. Там как раз проходила выставка скульптур знаменитых исторических деятелей, и выездной урок провела Татьяна Владимировна Бочкарева – наш учитель истории, благодаря которой этот предмет стал моим самым любимым. Затем я окончил истфак Самарского гос­университета. 
К сожалению, я забыл фамилию Татьяны Александровны. После того как мы окончили шестой класс, она уехала в другой город, а нашим классным руководителем стала учительница химии Ольга Юрьевна Варламова, которая и довела меня до самого выпуска.



Постоянный адрес статьи


К списку статей